Фреон R406a

Ретрофитный хладагент для замены R12 в старых холодильных установках и автомобильных кондиционерах. Его производство, импорт и использование полностью запрещены. Но мы с удовольствием предложим замену. Читайте статью ниже или оставьте заявку, и мы поможем.

Запросить доступ к оптовым ценам
Задать вопрос

Продукт: Хладагент

Страна производства: Китай

Страна производства: Россия

Описание
Совместимые масла
Технические характеристики
Документы

Описание

Краткое досье: Что такое R406A?


  • Тип: Зеотропная смесь. Это не чистое вещество, а коктейль из трех разных газов. Это самый важный факт, который определяет все его свойства.
  • Состав:
  • R22 (Хлордифторметан): 55%
  • R142b (1-хлор-1,1-дифторэтан): 41%
  • R600a (Изобутан): 4%
  • Основное назначение: Ретрофитный (сервисный) хладагент для замены R12 (Дихлордифторметана) в старых холодильных установках и автомобильных кондиционерах.


Почему его вообще создали и использовали? (Его плюсы)


В 90-е годы, когда R12 попал под запрет из-за разрушения озонового слоя, перед отраслью встал вопрос: что делать с миллионами единиц существующей техники? "Официальный" заменитель, R134a, имел один большой недостаток: он требовал полной замены минерального масла (МО) на синтетическое полиэфирное (POE), что было дорого и трудоемко.

И тут на сцену вышел R406A со своим главным козырем:
Он был совместим с минеральным маслом, которое оставалось в системе от R12.

Это позволяло провести ретрофит "малой кровью": слить старый R12, вакуумировать систему и заправить R406A. Это было быстро, дешево и привлекало многих клиентов и мастеров.


Главные проблемы R406A (Его минусы, которые его "убили")


Эйфория от простоты использования прошла быстро, когда вскрылись серьезнейшие недостатки этого "коктейля".

1. Экологическая вредность – "бомба замедленного действия"
R406A преподносился как "озонобезопасная" альтернатива, что было лукавством. В его составе есть сразу два озоноразрушающих компонента из класса ГХФУ – R22 и R142b. Да, их ОРП (озоноразрушающий потенциал) был ниже, чем у R12, но он был не нулевой. К тому же, все компоненты имеют высокий ПГП (потенциал глобального потепления). По сути, это была замена одного зла на другое, чуть меньшее.

2. Горючесть
Наличие в составе горючих R142b и R600a делало всю смесь умеренно горючей (класс безопасности A2). Это создавало риски при обслуживании, особенно при пайке или в случае утечки рядом с источником искр. Многие недобросовестные или неопытные мастера игнорировали этот факт, что приводило к авариям.

3. Высокий температурный глайд (скольжение)
Это технически самый важный недостаток. Поскольку это зеотропная смесь, ее компоненты кипят при разной температуре.
  • Что это значит на практике? Хладагент начинает кипеть в испарителе при одной температуре, а заканчивает – при другой, более высокой. "Глайд" у R406A составлял около 7°C.
  • Последствия:
  • Снижение эффективности: Теплообмен ухудшается.
  • Сложность диагностики: Классические методы измерения перегрева и переохлаждения становились неточными.
  • Заправка только в жидкой фазе: При заправке из баллона в газовой фазе первыми выходили более летучие компоненты, и состав смеси в системе нарушался. Поэтому заправлять R406A можно было только из перевернутого баллона через заправочный вентиль.

4. Нестабильность состава при утечках
Это прямое следствие глайда. При утечке из газовой фазы (например, через неплотное соединение) из системы улетучивались в основном легкие фракции (R22). Оставшаяся в системе смесь меняла свой состав и свойства. Дозаправлять такую систему было бессмысленно и запрещено. Единственный правильный выход – полная эвакуация остатков и перезаправка новой порцией хладагента.


Текущий статус: Полный запрет

Из-за содержания озоноразрушающих компонентов (ГХФУ), R406A подпал под действие Монреальского протокола. Его производство, импорт и использование полностью запрещены в России, странах ЕС и большинстве других стран мира. Сегодня это абсолютный анахронизм.


Что делать, если вы столкнулись с системой на R406A?

Мой совет как практика категоричен: только полная модернизация (ретрофит)!
  1. Ни в коем случае не дозаправлять!
  2. Аккуратно собрать остатки хладагента станцией рекуперации в отдельный баллон для утилизации, помня о его горючести.
  3. Обязательно заменить фильтр-осушитель.
  4. Промыть систему (очень желательно, чтобы удалить остатки старого масла и продуктов его разложения).
  5. Заменить минеральное масло на полиэфирное (POE).
  6. Заправить систему современным, озонобезопасным и не горючим хладагентом, например, R134a (для среднетемпературных систем) или хладагентами 400-й серии (R404A, R407C и их современные аналоги) для других применений.


Вывод: R406A был временным "костылем", компромиссом, который создал больше проблем, чем решил. Он служит для нас отличным уроком о том, почему так важно использовать чистые вещества или азеотропные (с нулевым глайдом) смеси, а также всегда учитывать все аспекты: эффективность, безопасность и влияние на окружающую среду. Если вы видите на шильдике надпись "R406A" – знайте, перед вами динозавр, которого пора отправить на заслуженный покой.

Совместимые масла

Рекомендуемое холодильное масло


Совместим минеральными (МО) и алкилбензольными (АБ) маслами. Это его огромное преимущество, так как при модернизации старого оборудования, работавшего на R12, не требуется дорогостоящая замена масла на полиэфирное.


Совместимые молекулярные сита


Технические характеристики

1. Общая информация и состав

  • Тип хладагента: Зеотропная смесь (неазеотропная). Это означает, что ее компоненты испаряются и конденсируются при разных температурах.
  • Назначение: Сервисный хладагент для ретрофита (замены) R12 в средне- и высокотемпературных холодильных системах, включая бытовые холодильники и автомобильные кондиционеры.
  • Состав (по массе):
  • R22 (ГХФУ, хлордифторметан): 55%
  • R142b (ГХФУ, 1-хлор-1,1-дифторэтан): 41%
  • R600a (УВ, изобутан): 4%

2. Основные физические свойства

  • Средняя молекулярная масса: ~91,8 г/моль
  • Температура кипения (при 101,3 кПа): Это диапазон, а не одна точка.
  • Точка начала кипения (Bubble Point): ~ -32,8 °C
  • Точка конца кипения (Dew Point): ~ -25,8 °C
  • Температурный глайд (скольжение): ~ 7,0 °C (Это существенная разница, влияющая на эксплуатацию).
  • Критическая температура: ~ 116 °C
  • Критическое давление: ~ 4,9 МПа (49 бар)
  • Плотность жидкости (при 25 °C): ~ 1100 кг/м³
  • Внешний вид: Бесцветный сжиженный газ.
  • Запах: Слабый, характерный для фреонов.

3. Эксплуатационные характеристики

  • Совместимость с маслами: Совместим с традиционными минеральными (МО) и алкилбензольными (АБ) маслами, что было его главным преимуществом при замене R12.
  • Метод заправки: Исключительно в жидкой фазе из-за высокого температурного глайда. Заправка в газовой фазе приводит к нарушению состава смеси в системе.
  • Поведение при утечке: Склонен к фракционированию. При утечке из газовой фазы первыми испаряются более летучие компоненты (в основном R22), изменяя состав и термодинамические свойства оставшегося в системе хладагента.
  • Дозаправка: Недопустима. При любой утечке требуется полная эвакуация остатков и полная перезаправка системы.

4. Экологические показатели и безопасность

  • Озоноразрушающий потенциал (ОРП / ODP): ~ 0,036. Потенциал не нулевой из-за наличия в составе компонентов класса ГХФУ (R22 и R142b).
  • Потенциал глобального потепления (ПГП / GWP) за 100 лет: ~ 2210. Очень высокий показатель, что делает его сильным парниковым газом.
  • Класс безопасности по стандарту ASHRAE 34: A2
  • «А» — низкая токсичность.
  • «2» — умеренная горючесть (из-за наличия R142b и R600a).
  • Статус: Полностью выведен из оборота. Производство, импорт и использование запрещены в большинстве стран мира в рамках Монреальского протокола из-за озоноразрушающих свойств и высокого ПГП. Является устаревшим хладагентом.
Посетители этой страницы также интересовались: