Фреон R142b

R142b – это хладагент, с которым старожилам вроде нас приходилось работать, но который сейчас, по сути, стал частью истории холодильной техники. Но мы с удовольствием предложим замену. Читайте статью ниже или просто оставьте заявку, и мы поможем.

Запросить доступ к оптовым ценам
Задать вопрос

Продукт: Хладагент

Страна производства: Китай

Страна производства: Россия

Описание
Совместимые масла
Технические характеристики
Документы

Описание

R142b: Краткое досье


  • Химическое наименование: 1-хлор-1,1-дифторэтан.
  • Химическая формула: CH₃CClF₂
  • Класс вещества: ГХФУ (гидрохлорфторуглерод), или по-английски HCFC.
Этот класс — ключ к пониманию всей его истории. Наличие в молекуле хлора (Cl) делает его веществом, разрушающим озоновый слой. Однако наличие водорода (H) делает его менее стабильным в атмосфере, чем "классические" озоноразрушители типа R12 (класс ХФУ/CFC). Поэтому ГХФУ считались переходными хладагентами на пути к озонобезопасным веществам.


Основные технические характеристики


С точки зрения инженера, у R142b было несколько важных свойств:
  1. Термодинамика: Это хладагент среднего давления, по своим рабочим характеристикам (давление кипения и конденсации) он был относительно близок к R12. Это делало его удобным компонентом для создания смесей-заменителей.
  2. Совместимость с маслами: R142b хорошо работал с минеральными (МО) и алкилбензольными (АБ) маслами. Это было его огромным преимуществом, так как при модернизации старого оборудования, работавшего на R12, не требовалась дорогостоящая замена масла.
  3. Горючесть: Это самый главный и опасный недостаток R142b. Он относится к классу безопасности A2, что означает умеренную горючесть. В определённой концентрации он может образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Работа с таким хладагентом требовала повышенной осторожности:
  • Полный запрет на пайку контура без его полной вакуумации.
  • Исключение любых источников искр и открытого пламени при обслуживании.


Где он применялся?

В чистом виде R142b в холодильном оборудовании почти не использовался. Его основными сферами применения были:

1. Компонент в смесевых хладагентах

Его "звёздный час" — это участие в составе популярной в своё время сервисной смеси R406A.
  • Состав R406A: R22 (55%) + R142b (41%) + R600a (Изобутан, 4%).
  • Назначение: R406A был дешёвой альтернативой для замены (ретрофита) R12 в старых системах:
  • Бытовые холодильники.
  • Торговое холодильное оборудование (витрины, шкафы).
  • Автомобильные кондиционеры (в машинах, выпущенных до 1993-1994 гг.).

Почему R406A был популярен?
  • Дешевизна.
  • Не нужно было менять минеральное масло с R12.

Почему от него отказались?
  • Горючесть из-за наличия R142b и R600a.
  • Высокий температурный глайд (около 7°C). Это свойство зеотропных смесей, когда температура кипения хладагента меняется по мере прохождения через испаритель. Это снижало эффективность и требовало заправки системы только в жидком виде.
  • Экологическая опасность. Как смесь, содержащая ГХФУ (R22 и R142b), она всё равно разрушала озоновый слой.

2. Промышленное применение

R142b активно использовался в качестве вспенивателя при производстве теплоизоляционных материалов, например, экструдированного пенополистирола (XPS).


Экологический статус и текущее положение

Судьба R142b была предрешена его экологическими показателями:
  • Озоноразрушающий потенциал (ОРП / ODP): ~0.065. Это значительно меньше, чем у R12 (ОРП = 1), но не ноль. Этого было достаточно, чтобы он подпал под действие Монреальского протокола об озоноразрушающих веществах.
  • Потенциал глобального потепления (ПГП / GWP): ~2310. Это очень высокий показатель (для сравнения, у CO₂ GWP = 1). Он является сильным парниковым газом.
В соответствии с международными обязательствами, производство и импорт ГХФУ, включая R142b, были поэтапно прекращены во всём мире. На сегодняшний день R142b и смеси на его основе (как R406A) полностью выведены из оборота. Их использование в новом оборудовании запрещено, а сервисное обслуживание старых систем с дозаправкой также является незаконным в большинстве стран.


Что делать, если вы столкнулись с оборудованием на R142b/R406A?

Решение может быть только одно — полная модернизация (ретрофит) системы.
  1. Не дозаправлять! Это незаконно, опасно и неэффективно.
  2. Собрать остатки хладагента станцией рекуперации в специальный баллон для утилизации, соблюдая меры пожарной безопасности.
  3. Промыть систему и заменить масло на полиэфирное (POE).
  4. Заправить систему современным безопасным хладагентом (например, R134a для среднетемпературных систем или R404A/R507 и их современные аналоги для низкотемпературных).


Итог

R142b — это яркий пример эволюции холодильной промышленности. Он был компромиссом, шагом на пути от крайне вредных ХФУ, но сам оказался тупиковой ветвью из-за горючести и негативного влияния на окружающую среду. Сегодня знание о нём — это часть истории и понимание того, почему современные стандарты так строги к безопасности и экологии.

Совместимые масла

Рекомендуемое холодильное масло


R142b хорошо работает с минеральными (МО) и алкилбензольными (АБ) маслами. Это его огромное преимущество, так как при модернизации старого оборудования, работавшего на R12, не требуется дорогостоящая замена масла.


Совместимые молекулярные сита


Технические характеристики

1. Общая информация и идентификация

  • Химическое название: 1-хлор-1,1-дифторэтан
  • Химическая формула: C₂H₃ClF₂ (или CH₃CClF₂)
  • Класс вещества: ГХФУ (гидрохлорфторуглерод), HCFC
  • Торговые названия: Freon 142b, Genetron 142b, Forane 142b
  • Номер по классификации CAS: 75-68-3

2. Основные физические свойства

  • Молекулярная масса: 100,5 г/моль
  • Температура кипения (при 101,3 кПа): -9,2 °C
  • Критическая температура: 136,45 °C
  • Критическое давление: 4,14 МПа
  • Плотность жидкости (при 25 °C): 1110 кг/м³
  • Плотность насыщенного пара (при -9,2 °C): 5,53 кг/м³
  • Скрытая теплота парообразования (при температуре кипения): 216,7 кДж/кг
  • Внешний вид: Бесцветный сжиженный газ
  • Запах: Слабый, эфирный

3. Эксплуатационные и химические характеристики

  • Совместимость с маслами: Совместим с минеральными (МО) и алкилбензольными (АБ) маслами.
  • Совместимость с материалами: Совместим с большинством конструкционных материалов, таких как сталь, медь, латунь, алюминий. Требует осторожности при выборе эластомеров (уплотнителей), так как может вызывать набухание некоторых видов резины.
  • Растворимость в воде (при 25 °C): 0,18 % по массе (низкая).
  • Химическая стабильность: В нормальных условиях стабилен. При контакте с открытым пламенем или раскаленными поверхностями разлагается с образованием высокотоксичных веществ (фтороводород, хлороводород).

4. Экологические показатели и безопасность

  • Озоноразрушающий потенциал (ОРП / ODP): 0,065 (не нулевой, что послужило причиной его запрета в рамках Монреальского протокола).
  • Потенциал глобального потепления (ПГП / GWP) за 100 лет: 2310 (очень высокий, является сильным парниковым газом).
  • Класс безопасности по стандарту ASHRAE 34: A2
  • «А» — низкая токсичность.
  • «2» — умеренная горючесть.
  • Пределы воспламеняемости в воздухе (объемная доля): от 7,6 % до 17,7 %.
  • Статус: Производство и использование запрещены или строго ограничены во всем мире. Выведен из оборота.
Посетители этой страницы также интересовались: