27 июня 2018г. представитель компании Транскул принял участие в заседании Торгово-Промышленной Палаты России, посвященному вопросам развития несырьевого экспорта РФ. На мероприятии обсуждались проблемы стимулирования экспорта. Амбициозные планы к 2024 г увеличить экспорт вдвое вызвал интерес у предпринимателей и банковского сообщества.
Фокус на несырьевой экспорт: как должна измениться поддержка, чтобы стимулировать российские компании завоевывать новые рынки?
В соответствии с президентским указом до 1 октября 2018 года Правительство РФ должно разработать, в том числе национальный проект по направлению международного экспорта. За шесть лет в стоимостном выражении объём несырьевого экспорта должен достичь 250 млрд долл. в год: речь идёт об удвоении в сравнении с сегодняшними показателями.
Участники встречи обсудили реально ли достичь эти показатели, что мешает развитию неэнергетического экспорта сегодня, а также предложения по оптимизации механизмов господдержки.
В обсуждении приняли участие: президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, президент Российской Ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, советник ректора Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Атрушкевич, гендиректор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев, генеральный директор АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения» Татьяна Филидова, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников, первый заместитель директора Федеральной Службы Российской Федерации по техническому и экспортному контролю Сергей Якимов, президент Национального Объединенного Совета предприятий стекольной промышленности Виктор Осипов, заместитель директора Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Дина Акпанбаева и др.
Открыл заседание вице-президент ТПП России Дмитрий Курочкин. В ТПП РФ подготовлены сводные предложения бизнеса по улучшению условий предпринимательской деятельности в целях реализации Послания Президента Российской Федерации. Среди них: упрощение процедуры возмещения НДС для компаний, осуществляющих несырьевой экспорт, оптимизация административных процедур экспорта, сокращение списка документов для оформления экспорта. В Палате считают «излишне жесткими требования по возврату валютной выручки и размера существующих штрафов».
Анализ поддержки, которая оказывается в рамках Российского экспортного центра (РЭЦ), говорит о необходимости дифференцированно подходить и к различным отраслям, и к предприятиям крупного, среднего и малого бизнеса. По словам Дмитрия Курочкина, нередки случаи, когда поддержка оказывается крупным предприятиям, у которых нет проблем с экспортной торговлей. При этом случаи поддержки среднего бизнеса крайне редки, а малым предприятиям выйти на международные рынки практически невозможно.
По словам Д. Курочкина, невозможно оторвать производство от темы экспорта. «Мерилом развития производства являются его экспортные возможности», - заключил вице-президент, подчёркивая важность обсуждаемой темы.
Константин Бабкин выступил с докладом на тему «Экспорт продукции обрабатывающих отраслей России: проблемы, перспективы и меры поддержки». Несмотря на то, что процент несырьевого сектора растёт, структура экспорта существенно не меняется. По данным Федеральной таможенной службы, основу российского экспорта по-прежнему составляют топливно-энергетические товары. Например, в 2017 году экспорт машин и оборудования составил 6,4% общего объема, тогда как продукты сырьевого сектора (нефть, необработанная древесина, газ, черные металлы, медь, никель и алюминий) почти 80% всего экспорта (как и десять лет назад).
Ситуацию с превалированием сырьевого экспорта надо исправлять за счет развития неэнергетического экспорта - промышленного и аграрного, считает эксперт.
По словам К. Бабкина, в решениях господдержки экспорта есть определенный успех. Действующие меры поддержки экспорта сегодня: субсидирование части затрат на транспортировку продукции, части затрат на сертификацию продукции на внешних рынках, выставочной деятельности, выставочной деятельности, процентных ставок по экспортным кредитам, страхование экспортных кредитов ЭКСАР и др.
Между тем у российских поставщиков за несколько лет практики применения накопилось достаточно вопросов к механизмам поддержки экспорта. «Если сравнивать условия для экспортёров в России и за рубежом, нам ещё многое предстоит сделать», - считает глава Совета.
По данным экспертов, экспортные кредиты по факту можно получить только через Росэксимбанк. При этом сделки менее 10 млн рублей Росэксимбанк не интересуют, ставки кредитования устанавливаются по верхней границе, также необходимо сдавать большой пакет документам как по предприятиям, так и по клиентам.
Если рассмотреть условия страхования экспорта в России (ЭКСАР) и Канаде (EDC), можно увидеть существенные различия не в пользу российских экспортёров. Сумма выплаченного страхового возмещения в Канаде – 8 млн долл, в России только 0.6 млн долл. В Канаде конкретный список документов, требуемых для страхового возмещения, нет задержек в выплате страхового возмещения, у нас – документы собираются каждый раз на усмотрение ЭКСАР, задержки ---- 30 дней после окончания периода ожидания, плюс до 60 дней, вплоть до отказа в выплате, рассказал эксперт. Что касается выставочной деятельности, за рубежом поддержка осуществляется в объёме достаточном для продвижения продукции. У нас господдержка направлена в основном на имиджевый проекты. Например, в 2017 была профинансирована только одна сельскохозяйственная выставка.
Аркадий Злочевский также рассказал об опыте сотрудничества с РЭЦ. По его словам, были достигнуты договоренности с кубинскими властями о замене французского зерна российским. Однако французы предоставляют годовую отсрочку в платеже. «Мы долго вели переговоры по этому проекту, и РЭЦ на него согласился, но ставка привлечения оказалась на 20% выше, чем у коммерческого российского банка, - рассказал глава Российского зернового союза. - В итоге, конечно, мы не можем сформировать через такую систему конкурентоспособный продукт».
"Барьерам на пути несырьевого экспорта нет числа. Нужно говорить не о мерах поддержки, а в корне менять государственную политику в отношении несырьевого экспорта», - заявил эксперт.
Владимир Боглаев в своём выступлении поднял вопрос о недостаточной господдержке предприятий в рамках международной выставочной деятельности: «Нам необходимо создание на внешних рынках государственных мульти-брендовых постоянно действующих выставочных площадок на которых может без передачи права собственности находиться продукция различных российских предприятий».
Тему выставочных мероприятий также особо отметила в своём выступлении Татьяна Филидова. "Мы контактируем с иностранными клиентами либо через выставки, либо через англоязычные сайты. Прошлогодняя выставка в Германии дала нам контакты, и мы экспортировали свою продукцию на новые рынки», - рассказала эксперт. Однако, несмотря на заложенный механизм поддержки, в этом году заводу не помогли участвовать ни в одной выставке, а в следующем году РЭЦ не предусмотрено финансирования выставок по сельхозмашиностроению. «Потому что у РЭЦ эффективность участия в таких мероприятиях оценивается по числу застрахованных контрактов или кредитам. Мы, например, не воспользовались этими инструментами, но продали продукцию. Разве не результативна для нас эта выставка?", - говорит директор завода.
По итогам дискуссии участники заседания высказали свои предложения по развитию неэнергетического экспорта: усовершенствование механизма страхования экспорта, выдачи экспортных кредитов и развитие экспорта по приоритетным направлениям. Глава Совета предлагает также установить персональную ответственность торгпредов за рост экспорта в стране пребывания представительства и увеличить финансирование конгрессно-выставочных мероприятий в целях продвижения высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки.
1999- © ТРАНСКУЛ transcool.ru