В последние годы холодильный и климатический бизнес в Российской Федерации оказался в очень непростой ситуации. Помимо последствий глобального экономического кризиса отрасли пришлось столкнуться с трудностями, связанными с выполнением обязательств, вытекающих из Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
С начала 2010 года импорт в Россию озоноразрушающих хладагентов — гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) оказался фактически под запретом. Обещания вовлеченных в процесс федеральных органов исполнительной власти разработать и запустить механизм квотирования ввоза этих веществ к сезону не были выполнены. Предложения по временному квотированию не только не были утверждены или отклонены — они не были даже сформулированы. Проект постановления Правительства РФ о мерах, направленных на количественное ограничение потребления озоно-разрушающих веществ (ОРВ) в России, к моменту подготовки настоящей статьи все еще находился в процессе согласования. Потребителям и продавцам ГХФУ фактически предложили ориентироваться на отечественные хладагенты, но наши заводы не производят R22 в одноразовой таре, а R141b, который используется для вспенивания при производстве теплоизоляционных материалов, не выпускают вовсе.
На первый взгляд кажется, что вывод ГХФУ из обращения — не такая уж большая проблема. Ведь Европа несколько лет назад досрочно прошла этот путь, и, что называется, «все живы». Однако в России ситуация несколько иная. Монреальский протокол, подписанный в далеком 1987 году, в 2007 году был скорректирован в сторону некоторого ускорения отказа от производства и использования ГХФУ. При этом запрет на ввоз оборудования, работающего на ГХФУ, в нашей стране не вводился, и поскольку другие развитые страны начали процесс вывода значительно раньше, то невостребованная там техника на R22 хлынула к нам. Экономический кризис усугубил ситуацию: руководствуясь в первую очередь ценой, заказчики зачастую останавливали свой выбор на оборудовании, использующем R22, а дистрибьюторы в ожидании грядущих на него запретов заполняли российские склады.
В дополнение ко всему и вопреки всякой логике и мнению специалистов в условиях уже действовавшего в Европе запрета на ГХФУ в нашей стране во второй половине двухтысячных промышленные холодильные установки, работающие на аммиаке, массово переводили на R22, а также строили новые крупные объекты с оборудованием на ГХФУ. В итоге новые хладокомбинаты и переоборудованные стратегические хранилища увеличили и без того немалое потребление ГХФУ: сегодня, по разным оценкам, нам требуется от 10 до 13 тысяч метрических тонн (мт) R22 в год, при этом лимит, определенный Монреальским протоколом для России для всех видов ГХФУ, составляет менее 1 тысячи тонн ОРП (тонна ОРП — произведение массы на озоноразрушающий потенциал, который для R22 равен 0,055; а значит, речь идет об около 18 тысячах мт в год — если считать разрешенное потребление только этого хладагента, а есть еще тысячи тонн годового использования R21, R141b и R142b).
Жесткие ограничения на импорт ГХФУ фактически обернулись его полным запретом. Сезон уже в разгаре, а нормы и критерии выдачи квот на ввоз так и не разработаны.
К началу сезона 2010 года обычное обслуживание кондиционеров и холодильных установок превратилось в нетривиальную задачу. R22 резко подорожал до 180–220 рублей за килограмм, хладагент в малой одноразовой таре и вовсе пропал со складов дистрибьюторов. Но хуже всего пришлось производителям вспененной теплоизоляции, использующим R141b: они были вынуждены спешно модернизировать оборудование или останавливать производство.
Отечественные заводы не смогли наладить выпуск ГХФУ в востребованном экономикой страны виде: на заводе ОАО «Галоген» R22 продается в емкостях от 40 кг (при этом стоимость баллона более чем в 30 раз выше, чем в Китае!), а желающие приехать со своим баллоном должны учитывать, что сосуд должен быть аттестован. Завод ВОАО «Химпром» в Волгограде вроде бы уже год не производит R22, однако заявки на хладагент в баллонах от 40 кг принимает, правда, без каких-либо точных сроков их выполнения.
При этом оборудование, в котором используется R22, по-прежнему предлагается потребителям и заказчикам. Неудивительно: готовой к немедленному использованию альтернативы этому хладагенту ни в коммерческом холоде, ни в климатических системах нет, да и цена в нынешние времена решает многое.
При этом в Ростехнадзоре уже готовы приступить к созданию реестра всего оборудования, заправленного ГХФУ. В ближайшем будущем его демонтаж без утилизации хладагента будет запрещен, а обслуживание систем будет затруднено из-за нехватки ГХФУ. Даже если квоты на ввоз будут разработаны — объема, который определен для нас Монреальским протоколом, все равно всем может не хватить.
Заменой ГХФУ могли бы послужить гидрофторуглероды (ГФУ), такие как R407C, R410A и R134a. Однако с ними тоже не все просто. Во первых, их производство весьма затратно — и сами хладагенты, и работающее на них оборудование стоят дороже аналогов на R22. Во вторых, ограничения на оборот того же R134a — дело ближайшего будущего, в некоторых европейских странах уже введены запретительные налоги на этот хладагент. ГФУ могут попасть под запрет из-за своего достаточно большого потенциала глобального потепления, а также из-за явно недостаточной энергетической эффективности.
Уже сегодня готовятся поправки и приложения к международным соглашениям, регламентирующие постепенный вывод ГФУ из обращения. Базовым устанавливается уровень их потребления в 2004 году, к 2033 году потребление ГФУ развитыми странами должно быть сокращено до 15 % от базового уровня, на 10 лет позже к тому же должны прийти развивающиеся страны.
ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в настоящее время завершает подготовку проекта, цель которого — помочь компаниям, вынужденным модернизировать холодильное и климатическое оборудование, перейти на самые эффективные технологии охлаждения. Использование ГФУ, как можно догадаться, к таким технологиям не относится.
Что же придет на смену ГХФУ? Предполагается, что будет осуществлена достаточно быстрая замена R22 на смесевые хладагенты вроде R404a, R407 и R410. Однако, поскольку все эти хладагенты имеют в своей основе ГФУ, их тоже рано или поздно придется менять. Уже сейчас компании Honeywell и DuPont приступают к широкомасштабному производству инновационного хладагента HFO-1234yf, который должен будет заменить R134a в автомобильных кондиционерах (см. рубрику «Мировые новости»). В бытовых холодильниках вместо R134a можно использовать изобутан (R600a). Так как он взрывоопасен, его использование в больших системах чревато серьезными неприятностями. Для уменьшения риска предлагается переходить на менее мощные децентрализованные установки, однако возможно ли это в нынешней экономической ситуации — вопрос открытый.
Еще одной альтернативой применению ГХФУ и ГФУ может стать внедрение установок на двуокиси углерода и аммиаке. Аммиак — природный хладагент, который не разрушает озоновый слой и не влияет на климат. Несмотря на то что в нашей стране долгие годы использование аммиака было крайне осложнено многочисленными нормами и ограничениями, сегодня есть шанс изменить ситуацию. Все нормы для аммиака рассчитывались полвека назад с учетом низкого качества материалов и арматуры того времени, а также полного отсутствия защитной автоматики. Аммиачные системы имеют право на существование, а современное оборудование относительно безопасно (см. мнения экспертов).
Двуокись углерода, кажущаяся безопасной со всех сторон, все же имеет один серьезный недостаток: в системах на CO2 нужно поддерживать очень высокое рабочее давление — не менее 80 бар. Несмотря на достаточно строгие правила аттестации для работы с сосудами под давлением и контроля состояния самих сосудов, наша холодильная промышленность с ее дефицитом квалифицированных кадров к такому явно не готова. И это, кстати, еще одна головная боль контролирующих органов, которую планируется снять с помощью создания сети авторизованных учебных центров и системы аттестации лиц, работающих с хладагентами.
Сочетание сразу нескольких неблагоприятных факторов поставило российский рынок хладагентов в крайне тяжелое положение. Почти все понимают, что озоноразрушающие хладагенты следует вывести из обращения, однако нет ни сколько-нибудь сопоставимой альтернативы ГХФУ, ни единого мнения о том, что могло бы ею стать, ни четкой программы действий, которой должны были бы располагать организации, ответственные за вывод ГХФУ. ГХФУ в одноразовой таре нет, квоты на ввоз не разработаны, ситуация на рынке такова, что сезон 2010 года явно будет непростым.
1999- © ТРАНСКУЛ transcool.ru